Цвет ткани

Модные журналы середины XIX века обычно писали только о гамме, которая подходит тому или иному типу, так как по мнению авторов, цвета ткани сильно подвержены моде, и некоторое время спустя их носят все. Кроме того, с цветом связывали выражение чувств, поэтому постепенно выработалась система символов, которой придерживались при выборе ткани. В одной из книг конца XIX века приводится перечень значений цветов: "Розовый цвет - любовь; ярко-красный - огонь и страсть; зеленый - надежда; голубой - вера; синий - верность; темно-серый - отчаяние".

Некоторые цвета связывались с возрастом. Например, форменная одежда учениц Смольного института различалась по цвету в зависимости от класса, в котором училась воспитанница. Самые младшие носили платья кофейного цвета, подростки - голубого, а выпускницы - зеленого. На балах старшие девушки появлялись в белых платьях, поэтому этих барышень звали белыми.

К 50-х годам XIX столетия твердо установились цвета возраста: лиловые, синие, темно-зеленые, темно-красные и черные тона для пожилых, и очень много белого, голубого и розового для молодых девушек и женщин.

Какими же они были, эти оттенки цвета, обожаемые модницами ХIX века?

Белый

- бланжевый (от фр. blanc – белый– кремовый оттенок белого)
- кипенный, цвет кипеня – белой пены (белоснежный)
- лилейный (нежно-белый, цвет белой лилии)
- опаловый (молочно-белый с желтизной или голубизной)

Розовый

- цвета «бедра испуганной нимфы» (розовый с примесью охры)
- померанцевый (апельсиновый с розовым)
- цвет «гортензия» (чистый нежно-розовый)
- цвет «розового дерева» (ярко-розовый)
- цвет «парнасской розы» (оттенок розовый с отливом фиолетового)
- цвет «семги»
- цвет маркизы Помпадур (легкое ослабление густоты и яркости тона розовой краски)
 

Зеленый

- цвет Нильской воды
- саксонская зелень, русский зеленый (темный оттенок зелени)
- цвет лавровых листов, цвет осинового листа (нежный зеленый оттенок)
- вердепешевый (желтый или розовый оттенок зеленого)
- вердепомовый (светло-зеленый цвет незрелых яблок)
- берилловый (зеленовато-голубой)
- вердигри (зелено-серый от фр. vert-de-gris)
- бисквитный (нежный серовато-зеленый)
- селадоновый (светлый серовато-зеленый)
- драконьей зелени (очень темный зелёный)

Голубой

- Бристольский голубой — ярко-голубой
- королевский голубой (с англ. royal blue, ярко-голубой)
- силковый – голубой, васильковый
- цвет «марин», «марина» (цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской)
- цвет «электрон» (ярко-голубой с прозеленью)
- бусый (темный голубо-серый или серо-голубой)
- цвет «перванш» (бледно-голубой с сиреневым оттенком)

Красный

Красный (и различные его оттенки) считался традиционным свадебным цветом на Руси. Самые знатные дамы, вполне и за короткий срок усвоившие европейский стиль в одежде, долгое время убирали свадебную фату красными цветами.

Однако 10 февраля 1840 года белый свадебный наряд английской принцессы Виктория ввел новую моду на свадебные платья.

В ХIX веке отношение к цвету значительно изменилось, из цвета свадебных одежд он превратился в цвет «светских львиц», экстравагантных молодых женщин, появились модные оттенки:

- «адское пламя», «адский огонь» - красно-лиловые цвета
- цвет «давленой брусники»
- цвет «Бордосского вина» - красно-фиолетовый
- цвет «масака» (темно-красный с синим отливом)
- альмандиновый (темно-вишневый)
- кошенилевый (ярко-красный, слегка малиновый)
- цвет «фрез», фрезовый (цвет раздавленной земляники, светло-малиновый, иногда – розовый с сиреневым оттенком)
- шарлаховый – ярко-красный


Серый

- цвет «розовый пепел» (нежно-серый)
- цвет «испуганной мыши» (тоже нежно-серый оттенок)
- цвет «наваринского пепла» (серый мышиный)
- цвет «гридеперлевый» (жемчужный оттенок серого)
- касторовый цвет (темно-серый цвета кастора, суконной шерстяной ткани)
- гвоздичный (серый)
- цвет «голубиной шейки»

Синий

Обычно "синий" цвет писался в иноязычном варианте, хотя свободно владеющих французским языком становилось все меньше.

- вайдовый – синий (вайда использовалась вместо индиго)
- бле-раймондовый – оттенок синего цвета (от фра. bleu "синий"+ имя Raymond)
- цвет павлина (синевато-лиловый)
- Парижская синь (ярко-синий)
- Милори (темно-голубой, синий)
- цвет «электрик» (цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом)
- блокитный (сине-голубой)

Желтый

Относительно желтого цвета существовало предубеждение. Тем не менее встречается бессчетное число оттенков, которые можно отнести к желтой гамме.

Итак, модные журналы рекомендовали:

- палевый (франц. pale) - бледно-желтый, соломенный цвет
- цвет «райской птички» (светло-желтый)
- жонкилевый (жонсилевый) - цвет нарцисса - светло-желтый
- «блондиновые» (волосяные) цвета
- цвет воска (от желто-серого, медового до янтарно-желтого)
- цвет «шампань» (прозрачно-желтый)

Коричневый

- цвета жженого кофе, лесных каштанов
- «кожаные» оттенки:
цвет юфти (sorte de cuir de Russie) и цвет «лавальер» - желтовато-светло-коричневые.
цвета: «лорд Байрон», «лесных каштанов» - темно-каштановые с рыжеватым оттенком

Черный

В городской культуре уже в XVIII столетии черный цвет воспринимался исключительно как траурный, и это создало устойчивое его неприятие к тому моменту, когда он начал входить в моду. К тому же в России эта мода не сразу получила распространение еще и потому, что в ней усматривали опасное для русской государственности влияние идей революционной Франции.

Фиолетовые цвета вошли в моду во второй половине XIX века с изобретением анилиновых красителей. Первым анилином стал цвет, близкий к фуксии.

Современный язык определения цвета скучен, бледен и банален. Нет уже тех удивительных определений оттенков одного серого, зеленого или желтого цвета. Выбирая цвет ткани для себя, попытайтесь представить, какое бы название дала ему светская дама XIX века.

И последнее, что касается платья: вопрос отделки, который делал один бальный туалет непохожим на другой и учитывал при этом строжайшие требования к соблюдению кроя, цвета, ткани, этикета, моды и пр. и пр.
 

Количество просмотров: 

5958