Цветы

С начала XIX века букет из живых цветов был непременным аксессуаром женского бального костюма. Букет мог являться своеобразным пригласительным билетом на бал или отдельный танец.

Благоухание цветов делало даму привлекательнее, и «ограждало» ее от возможных неприятных контактов с реальностью окружающего мира. В букетах часто прятали небольшие зеркальца.

Дамы на балах (особенно зимних) даже танцевали, не выпуская цветов из рук. Букет в руках был «съемной деталью» бального туалета. Во второй половине столетия мужчины украшали темные фраки бутоньеркой — букетиком или цветком, который вставлялся в петлицу на отвороте сначала фрака, а затем смокинга. В середине прошлого века парадные букеты составлялись большие, круглые, сложенные цветок к цветку.

Цветы, преподнесенные кавалером, собирались в маленький букет и демонстрировались в случае принятия ухаживания: такой букет носили на талии, на корсаже, надевали на руку.

Хотя цветами обычно увлекались женщины, кавалеры были обязаны знать «язык цветов», что являлось довольно сложным делом: в течение времени значения цветов менялись, а европейские цветочные символы не всегда совпадали со смыслом, приписываемым растениям в русской бытовой культуре.

Украшения из цветов и букеты составляли «со смыслом», обязательно помнили, что красная роза означает «ты победил мое сердце», роза белая – «я умираю от любви», роза желтая – «я сомневаюсь в любви твоей», а розовая роза умоляет «не отвергай меня». Гардения говорила от лица выбравшей ее дамы: «Сердце мое радуется». Белая гвоздика обнадеживала: «Верь мне». А лилия призывала: «Да будет непорочно твое сердце». Сирень торопила — «не заставляй ждать», фиалка говорила о скромности и дружбе; мак напоминал о былом, надеялся на будущее и просил «сохрани нашу тайну», василек означал верность и искренность.

В XIX веке был длительный период, когда на платья сделалось модно нашивать целые гирлянды живых цветов. Во время перерыва в танцах дамы удалялись в комнаты отдыха, где горничные пришивали на место увядших новые цветы.

Для того, чтобы сохранить цветы свежими, придумали так называемый портбукет (фр. porte-bouquet) – футляр или миниатюрную вазочку из золота, серебра для букета. Портбукеты прикалывали на корсаж или держали в руке, для чего они были снабжены изящными ручками. Нередко портбукеты украшали кружевами, лентами, драгоценными камнями, жемчугом и эмалью. Чтобы цветочный букетик не выпал из своего ювелирного футляра во время танца, его придерживали специальной шпилькой. При этом все движения дамы должны были быть плавными, иначе вода могла выплеснуться из портбукета и оставить на бальном платье мокрое пятно. С помощью специального кольца на цепочке или браслета портбукет закреплялся на руке, и пришедшие в театр дамы могли демонстрировать это живое украшение, положив руку на барьер ложи. Возникновение портбукетов связано еще и с дамскими лайковыми или шелковыми перчатками, которые пачкались быстро, особенно о букеты. Изобретение портбукета позволило даме не касаться руками стеблей цветов.

Количество просмотров: 

5953