Ювелирные украшения

Серьги, кольца, браслеты и цепочки, бусы, ожерелья носили женщины разных сословий. Только умение носить их в соответствии с этикетом позволяло отличить женщину из высшего общества от богачки, выставляющей напоказ свои драгоценности.

Одно важное правило гласило, что дама в открытом платье обязана иметь на шее какое-нибудь украшение.

Второе важное правило запрещало затмевать своими украшениями вышестоящую особу.

Третье – твердо помнить, что избыток драгоценностей в неподходящей ситуации является дурным тоном.

В самом начале XIX века обручальное кольцо могли носить на указательном пальце. Позднее — на безымянном правой руки, а вдовы и вдовцы — на левой руке.
 

Кольца и браслеты могли надеваться и на перчатку в тех случаях, когда без нарядных перчаток нельзя было обойтись, например на балу или в театре.

Во время траура не полагалось носить украшений. Исключение делалось для полутраура. Кроме гагатовых украшений, носили еще и «жэ» (стеклярус), обычно смешивая его со стальным бисером.
 

Тиары и украшения для волос

Наиболее популярны были следующие формы тиар:

- тиара из трех элементов в виде ветви с цветами, которая скорее окружала лицо, чем увенчивала голову.
К середине XIX века боковые элементы стали украшать подвесками с каскадами бриллиантов, имитирующих струи дождя, капли росы или семена, высыпающиеся из цветов.
- венок из роз, ягод или колосьев
- тиары из золота с самоцветами архитектурного, готического дизайна
- диадемы со звездами, усыпанными бриллиантами


Шпильки и плюмажи для волос украшали:

- цветами, листьями, ягодами и гроздьями винограда
- звездами и стрелами, усыпанными жемчугом, бриллиантами и самоцветами.

До середины XIX века были популярны фероньерки — обруч или цепочка с жемчужиной или драгоценным камнем, которую носили на лбу, в духе эпохи Возрождения. Во второй половине века фероньерка почти не встречается, хотя ее можно было носить на шее или на груди.
 

Гребни

Обычно узкие невысокие гребни украшали бусинами из кораллов или камеями, жемчугами и бриллиантами.


Парюры

Несколько одновременно надетых шейных и нагрудных украшений составляли парюру — набор ювелирных изделий, подобранных по материалу, цвету и орнаменту. В большую парюру входили ожерелье, цепочка, медальон, брошь, серьги, кольца, браслеты, украшения для волос из драгоценных металлов и камней – порой до пятнадцати предметов. Их надевали только в особо торжественных случаях — на балы с присутствием членов царской фамилии. В менее торжественных случаях носили полупарюру, включавшую гораздо меньше предметов. К концу XIX века под парюрой понимали комплект украшений из трех-четырех вещей (брошь, серьги, браслет).

Парюры:

- из кораллов с резными узорами, с целыми веточками кораллов, из отдельных коралловых камей;
- из мелкого жемчуга с растительными узорами;
- из золотых завитков с полудрагоценными камнями, с эмалью, бриллиантами и цветными камнями;
- с мозаиками, римскими или флорентийскими; из резной слоновой кости.
 

Серьги

В 1840-е годы серьги практически не носили, поскольку уши, как правило, полностью закрывали волосами. Постепенно в 1850-х серьги вернулись в моду, поскольку теперь волосы зачесывали назад.

Модницы носили серьги:

- по размеру небольшие и часто длинные
- креольские серьги в виде полумесяцев
- серьги в виде плоских колец, небольших сфер или вытянутых бусин
- в виде золотых листьев с полудрагоценными камнями, заменяющими ягоды
- бриллиантовые обычно с растительными мотивами

В ХIX веке серьгу в ухе было принято носить и мужчинам, особенно кавалеристам и гусарам. До 1917 года серьга или серьги в ушах у мужчин сохранились только у казачества — по двум серьгам в ушах командир опознавал единственного сына у родителей или последнего представителя рода.

Кольца

Модные мотивы:

- змея с глазами из самоцветов, обвивающая палец,
- чеканка с фантазийным сюжетом в стиле Средневековья и Ренессанса
- цветок
- кольца-полуокружности с рубинами, сапфирами, изумрудами, кораллами и бриллиантами
- золотая лента с пряжкой

При помолвке в 1850-е годы, как правило, дарилось кольцо-полуокружность с половинками жемчужин. Траурные кольца состояли из золотого ободка с полоской, сплетенной из волос, или с черной эмалью. Кольцо на мизинце у женщины в XIX веке заявляло, что она борется за права женщин, или просто обладает независимым характером.

Ожерелья

Ожерелья обычно были короткими, облегающими шею, с растительными мотивами. Типичное ожерелье 1840-х годов представляло собой змею с телом из звеньев-чешуек, головкой, украшенной эмалью с узором из бриллиантов, и глазами из рубиновых кабошонов.

Прочие ожерелья делались в форме кластеров из самоцветов, соединенных золотыми или жемчужными звеньями, или в форме цепочек с многочисленными каплевидными подвесками из разноцветных камней в обрамлении растительных узоров.

Еще одна разновидность ожерелья состояла из золотой цепи с центральным мотивом «картуш» с самоцветами; свободные концы цепи проходили под этим мотивом или свисали фестонами по обеим его сторонам.

Были в моде:

- ожерелья из коралловых, лавовых камей
- жемчужные нити (кстати, жемчужное ожерелье служило символом супружеской верности)
- бархатные или шелковые ленточки с крестом, застегивающиеся ювелирной пряжкой или пуговицей
- золотые цепочки
- ривьеры из разноцветных камней в простых золотых оправах-ободках с подвеской-крестом в центре (камни в оправе закреплялись на минимальном расстоянии так, что на лицевой стороне ожерелья оправы практически не видно)
 

Фермуар

Это застежка из драгоценных камней на нагрудном или каком-нибудь другом ювелирном изделии, которая иногда представляла собой столь драгоценное произведение искусства, что превосходила по красоте и стоимости само ожерелье.
 

Броши

Броши были преимущественно крупными, овальной или ромбовидной формы, часто они снабжались одной-тремя подвесками.

В конце 1850-х годов броши стали меньше.

Модные мотивы:

- алжирские в форме узлов, перевитых лент, шнурков из золота, окружающих полудрагоценные камни (аметисты, аквамарины, гранаты)
- змея
- листья и цветы,
- банты и узлы с бирюзой и бриллиантами

Бриллиантовые броши-ветви и крупные украшения для корсажа в форме букетов были в моде в 1840-х и 1850-х годах.

Недорогие броши с природными мотивами состояли из золотых листьев и веток, переплетающихся вокруг камня. Броши из менее дорогих материалов изготавливались в форме щитов, подвязок и крестов с шотландской галькой, резной слоновой костью, кораллами или мореным дубом. Камеи, мозаики и женевские эмали превращались в броши при помощи золотых оправ с узорами из переплетающихся листьев.
 

Подвески

В 1840-х годах наибольшей популярностью пользовались подвески:

- в форме креста, вырезанные из граната и украшенные бриллиантами; мальтийского креста с синей эмалью и бриллиантами.

- медальоны, круглые и небольшие в 1840-х годах, овальные и массивные в 1850-х, на цепочках или бархатных ленточках; иногда в виде сердца с эмалью и самоцветами.
 

Браслеты

Браслеты в больших количествах надевали на каждую руку, днем - на запястья, вечером – на перчатки или обнаженную руку между перчаткой и локтем. В 1840-х годах можно было не надевать никаких других украшений, кроме браслетов. В это время появились и растягивающиеся браслеты. Новинкой 1850-х годов был браслет в форме стилизованной широкой манжеты из золота с эмалью и самоцветами, а обычные золотые браслеты украшались съемной подвеской из самоцветов в обрамлении растительных узоров.


Типичные для того времени браслеты:

- змея, обвивающая руку
- браслеты из бархатных или шелковых ленточек, кружев, бусин, волосяного плетения или золотых нитей с застежкой из крупного камня
- браслеты - портретные миниатюры
- браслет - подвязка (золотая ленточка, застегнутая крупной пряжкой)
- браслет со звеньями в форме стрельчатых окон, украшенных рыцарями, ангелами и пр.
- браслеты на природные мотивы, с растительными узорами.

Были популярны и парные браслеты - «эсклаваж» - «сердечная неволя» или «рабство» (от фр. «esclavage») - два обруча одинакового размера — один на кисти, другой у локтя соединялись цепью в виде оков.